Точка над "и" ? Или многоточие?

Летом прошлого года в «Литературной России» (№21 от 10.06. 2016 г.) Г. Муриков поделился с читателями любопытным фактом о доносе председателя петербургского отделения СПР  Бориса Орлова, вознегодовавшего на него и  на главного редактора журнала «На русских просторах», автора сих строк, за проведение конкурса памяти «фашиста» Мережковского в год 70-летия Великой Победы и публикацию статьи Г. Мурикова «Христос или христианство» в журнале. Последовали долгие месяцы наших опросов и допросов по этому доносу сначала в Комитете «Э» по противодействию экстремизму, затем в Следственном комитете Петроградского района СПб.  И вот, наконец,  Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.01.2017 года  вынесено Следственным комитетом, и мы можем ознакомиться как с заявлением Б. Орлова ( раньше этот донос не показывали не только мне, но и Мурикову, подпадавшему под действие грозных статей УК  РФ), так и с заключением двух (!!!) экспертиз.

Итак, в «обращении» (нежная квалификация доноса Б. Орлова в Постановлении СК) «последний сообщил, что в № 3(22) 2015 журнала “На русских просторах” напечатана статья Г. Мурикова “Христос или христианство?”, приуроченная к 150-летию со дня рождения Д.С. Мережковского, текст которой, по мнению заявителя, оскорбляет религиозные чувства православного человека, оправдывает расизм, русофобию и антисемитизм» ( л. 1 Постановления). Полный винегрет взаимоисключающих «измов» и фобий со стороны «пиита» - выпускника заочного факультета Литинститута! Думаю, что в отличие от В.В. Маяковского философию он  учил «не по Гегелю», а уж о работах Мережковского 1920 – 30-х гг., которым посвящена была статья Г.М., и вообще не слыхивал. Если бы он их читал, то его «религиозное чувство православного человека» должно было бы оскорбиться как минимум лет на 20 30 раньше, когда они были опубликованы в РФ в открытой печати! А так только в 2015 году, почти сто лет спустя после их публикации приведённые Г.М. цитаты (!!!) Д.С. М. оскорбили религиозное чувство неофита от православия, бывшего коммуниста и бывшего в смысле в отставке офицера Орлова. До этого они никого не оскорбляли, даже РПЦ не оскорбилась и не отлучила Д. Мережковского от своего лона в отличие от великого Льва! А вот нате же! – Б. Орлов не только оскорбился, но ещё и попытался перевести теолого-философские  изыскания Д.С. М. на рельсы политического обвинения в духе 1937 года.  Цитирую: «…для него (Б.Орлова – Т.Л.), как человека, уважающего историю, уважающего своё государство и сына фронтовика подобное высказывание также было оскорбительно» ( л. 2 Пост.). Удивительно, что при этом он не вспомнил свою двоюродную бабушку, монашенку кажется, которая его водила в храм в 4-хлетнем возрасте; об этом он неоднократно оповещал членов СПР  на собраниях. Бабушка, наверное, тоже бы оскорбилась,  но не довелось ей прочитать труды Мережковского, или недавно почившего в бозе Зобнина, выпустившего книгу о Мережковском в серии «Жизнь замечательных  людей» (курсив мой – Т.Л.), а тем паче   статью Г. Мурикова, в которой он –  цитирую: « … с использованием доступных ему источников трудов Мережковского  Д.С. описал основные его работы, его творческую деятельность и высказал своё отношение к ней». (л. 5 Пост. ).

Хочу подчеркнуть, что по этому «обращению» внука бабушки-монашенки в ГУВД дважды (!!!) проводилась экспертиза. Первое экспертное заключение за подписью Л.А. Цветковой – специалиста в области подростковой наркомании, доктора психологических  (отнюдь не филологических, философских или хотя бы богословских) наук и по совместительству руководителя Центра экспертиз Санкт-Петербургского университета (о, бедная, бедная наша alma mater!) оптом и в розницу подтверждало обиды православного пиита, патриота и «сына фронтовика». Родом из семьи, где дед, отец, его братья, родственники моей матери – всего 13 человек– защищали родину   во время ВОВ, я написала десятки статей и очерков о блокадниках и  героях этой войны. Естественно, что я отвергла,  как, впрочем, и сам «подозреваемый» в преступлении Г. Муриков, обвинения и  бывшего офицера, и эксперта. Не удовлетворило сие, с позволения сказать, экспертное заключение и Прокуратуру.

Цитирую второе заключение «эксперта №29/16 от 22.11.2016 года» на 26 страницах машинописного текста формата А4. В статье Г. Мурикова (кстати  почти такого же объёма  - на 40 страницах текста формата А5):

«–  нет высказываний, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека  либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе;

– нет высказываний враждебного, агрессивного, либо оскорбительного характера, выражающих неприязненное, враждебное отношение ко всем лицам какой-либо национальности, этнической, расовой, религиозной или социальной группы;

– не содержится высказываний, содержащих пропаганду неполноценности  лиц одной национальности и расы по сравнению с другой национальностью, расой;

– нет высказываний, содержащих побуждения или призывы к осуществлению каких-либо  враждебных или насильственных действий по отношению к лицам определённого вероисповедания, национальности, расы или иной социальной группы;

– нет высказываний, содержащих негативные, уничижительные  оценки личности как представителя определённой национальности, этноса, расы, приверженности к религии или иной социальной группы;

– нет высказываний, призывающих к совершению противоправных действий по отношению к лицам, выделяемым по признаку принадлежности к полу, расе, национальности, языку, происхождению, отношению к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной  группе…» (л. 6, 7 Пост.).

Всё нет, да нет. А что же есть, если есть? Есть, как оказалось, согласно заключению экспертизы «…проявление неуважения к обществу и оскорбление чувств верующих людей, и данное проявление содержится лишь в одном предложении, во фразе о Жанне д`Арк: “по его глубокому внутреннему убеждению, она является воплощенем Св. Духа”, то есть предложении, являющемся оценкой  Мурикова Г.Г. творчества Мережковского Д.С.»  (лист 8 Пост.).

Однако  у меня сразу возникает вопрос к «эксперту №29/16»: Кто стоит  за этим «его» с «его глубоким внутренним убеждением»? Неужто Геннадий Муриков? Открываю журнал и читаю последний абзац на стр. 156: «Личность и деятельность Жанны д`Арк привлекают Д.М.  ещё и потому, что по его глубокому внутреннему убеждению, она является воплощением Св. Духа». Уважаемый эксперт №29/16  не понял, что аббревиатура Д.М.  означает Дмитрий Мережковский, а отнюдь не Геннадий Муриков? А это непонятное в заключении «его» тоже относится к Дмитрию Сергеевичу  Мережковскому, г. эксперт  № 29/16 и Б. Орлов!

Но, как известно, важнее всего результат. А он такой: отказать в возбуждении уголовного дела в отношении Мурикова Г.Г. по ч. 1 ст. 148 и ч. 1 ст. 282 в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.

«Кричали женщины ура…», но вот бросать чепчик  в воздух у меня желания нет, и не потому, что вместо чепчика ношу шляпу с полями, а потому, что при рассмотрении вопроса «… о привлечении Орлова Б.А. к уголовной ответственности  за заведомо ложный донос» следствие не увидело в его действиях состава преступления. Этот г. Орлов давал показания, что «его обращение не содержало призыва привлечения Мурикова Г.Г. к уголовной ответственности».  Какое великодушие! Хотя это было не в день Прощёного Воскресения, но в кабинете следователя он прозрел (откровение, наверное, снизошло)  и по-христиански простил Мурикову, повторюсь, и оскорбление религиозных чувств православного человека, и оправдание расизма, русофобии и даже – страшно произнести – антисемитизм.

Что же стояло за этой эскападой Орлова, растянувшейся на год с небольшим – с декабря 2015 года? Оказывается, «он ознакомился с данными о редакции, опубликовавшей данную статью, при этом увидел, что журнал публикуется при финансовой поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации  при Правительстве Санкт- Петербурга» (л. 1. Пост.) и «…направлено на исключение финансирования журнала “На русских просторах” за счёт средств бюджета города Санкт-Петербурга» (л. 8 Пост.). А наш Иванушка-то оказывается не такой уж дурачок, не в Лягушку-царевну  он метит, а повыше, образно говоря, в самый центр болота. Уж не стремится ли он в год 100-летия Революции и сам попасть в Смольный? В СПбО СПР уже вольготно не развернуться его проржавевшей подводной лодке, всюду «враги», «хакеры» и мины, и до Москвы-реки на ней не добраться. По Неве, может быть, и пройдёт. А «На русских просторах» снова расправляет крылья «Серебряный голубь России 2017», несмотря на отсутствие бюджетной поддержки журнала в 2016 году.

Резюмируя, хочу надеяться, что ледяной душ в виде ч. 1 ст. 306 УК РФ   окажет благоприятное воздействие на психику Б. Орлова, его адептов и столичных покровителей,  и точка над «и», наконец, будет поставлена. Или не окажет? Неужели снова многоточие? Пусть подумает Прокуратура.

Санкт-Петербург

Татьяна Лестева,

Главный редактор журнала

«На русских просторах», член Союза  писателей

России и Союза журналистов СПб и ЛО

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2017

Выпуск: 

1