Геннадий МУРИКОВ. О "Книге кагала" Я Брафмана

К 130-летнему юбилею Владислава Ходасевича

Юбилей знаменитого русского поэта В. Ходасевича, который, вероятно, будет широко отмечаться у нас и за рубежом предполагает не только исследование художественного творчества поэта, но сведения о его биографии. Этому и будет посвящена настоящая статья, которая, может быть, парадоксальным образом перекликается с материалами о «Протоколах Сионских мудрецов» .

Читатели журнала обратились в редакцию с рядом интересных вопросов, обращая внимание на место и время написания упомянутых «Протоколов,,,», в каких кругах создавался этот документ и не мог ли знаменитый писатель Умберто Эко быть введённым в заблуждение, касаясь в своих романах этого документа. Об этом поговорим ниже.

По предложению редакции я обратил более пристальное внимание  на (на мой взгляд) один из первоисточников  этого документа «КНИГУ  КАГАЛА» Я. А.  Брафмана. Тщательное изучение этого исторического свидетельства важно по многим причинам. Во-первых, это первый в обозримом прошлом документ, посвящённый проблемам внутренней жизни евреев как своеобразной организации, существующей с древнейших времен до настоящего времени ,  т.е. кагала, каким он представлялся в  конце ХIХ века. Эпиграфом к изданию Книги Кагала 1875 года (последнее прижизненное издание) служат слова Шиллера: «Евреи образуют государство в государстве». Из какого сочинения Ф. Шиллера взяты эти слова, нам установить не удалось. Однако, Ф. Шиллер, историк Тридцатилетней войны (1618 – 1648), прекрасно осведомлённый о роли евреев в этой войне, видимо, неспроста употребил это выражение.

При дальнейшем исследовании обратим внимание, что в новоизданной Большой Российской энциклопедии статья на слово «кагал» вообще отсутствует, т.е. нас пытаются  убедить, что этот термин глубоко устарел и неактуален. Однако далеко не так думают наши украинские единочувственники. «КНИГА КАГАЛА» (ч. I) с подзаголовком «Всемирный еврейский вопрос» была полностью издана в Киеве в 2004 г. в изд. МАУП. Читатель может спросить, а почему только первый том. Здесь следует привлечь текстологические исследования. Впервые «КНИГА КАГАЛА» была напечатана в 1869 году в Вильне (на внутренней обложке дата обозначена как 1870 год). Этот текст существенно отличается от последующих изданий 1875, 82 и 88 годов. Последние три двухтомных издания абсолютно тождественны. Но если подзаголовком первого здания является : «Материалы для изучения еврейского быта», то в последующих трёх изданиях подзаголовок уже: «Всемирный еврейский вопрос». Я. Брафман умер в 1879 году. Все дальнейшие издания этой книги готовил к печати его сын Александр. Они все стереотипны и снабжены его предисловием, которое воспроизведено и в киевском издании 2004 года.  В дальнейшем мы будем ссылаться в основном на этот текст при исследовании первого тома, а второй том, в котором приведены именно юридические акты кагала, будем цитировать по изданию 1875 года.

Нам представляется, что «Книга Кагала»  ни разу не была проанализирована даже в трудах антисемитов. Я был просто удивлён, заказав эти сочинения в РНБ: некоторые книги были не разрезаны, а издание 1869 года даже не переплетено. Но шутки в сторону.

Кто такой Яков Александрович Брафман?  Обратимся к Википедии.

« Яков «Брафман (1824, местечко КлецкМинская губернияРоссийская империя - 16 декабря 1879).  родился в семье раввина. Осиротев в раннем детстве, Яков Брафман бежал из родного города, чтобы избежать сдачи в рекруты.

В возрасте 34 лет принял православие и стал преподавать древнееврейский язык в Минской духовной семинарии (с 1860). Затем служил в Вильно (С 14 октября 1866) и в Петербурге (с 1870) цензором книг на иврите и идиш[1].

Печатаясь в русских периодических изданиях, обличал еврейский кагал, обвинял Общество для распространения просвещения между евреями в России и Альянс в том, что они являются частью международного еврейского заговора. В 1869 году опубликовал за государственный счет «Книгу кагала» — материалы для изучения еврейского быта (перевод протокольных записей решений руководства минской общины). В 1875—1882 годах вышло второе дополненное издание «Книги кагала» в двух томах: том 1 являлся своего рода подробным введением Брафмана к публикуемым им материалам, том 2 содержал перевод 1055 решений руководства минской общины (вместо 285 в 1-м издании). Книга пользовалась большим успехом в антисемитски настроенных кругах и была переведена на французский, польский и немецкий языки.

Как пишет Краткая еврейская энциклопедия, хотя ряд еврейских общественных деятелей и деятелей культуры обвиняли Брафмана в подделке и искажении документов, использованные им материалы являются подлинными, и переводы его достаточно точны. Но его собственная концепция кагала как государства в государстве, направленного против христиан — один из образов антисемитской публицистики того времени. «Книга кагала» широко использовалась антисемитскими авторами для целей антиеврейской пропаганды. В то же время опубликованные в ней документы послужили многим историкам материалом для изучения жизни еврейства России в XIX века.

Внуком Якова Брафмана был Владислав Ходасевич — известный русский поэт и публицист».

            Начиная с издания 1875 года, как уже отмечалось,  книге предшествует эпиграф из Шиллера: «Die Juden bilden einen Staat im Staat» – «Евреи образуют государство в государстве». Дальше идут некоторые ссылки на тексты Св. Писания.

Второзаконие: гл.7 ст.1-4.

1 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,

2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;

3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;

4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.

Второзаконие: гл.12 ст.2-3.


2 Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом;

3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.

Второзаконие: гл.20  ст.10

10 Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; 
11 если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; 
12 если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, 
13 и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; 
14 только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; 
15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих. 
16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, 
17 но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, 
18 дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.


Второзаконие  гл. 23 ст. 21

21 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;

22 если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.

23 Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.

Обратим внимание на то, что еврейский закон был не так-то силён в древние времена, и сам знаменитый царь Соломон строил храмы  Астарте, Милькому и другим (1Кн. Царств. гл. 2) и более того, умер в язычестве, окружённый многочисленными жёнами и любовницами.

Восстановил веру в Иегову один из библейских персонажей – Ездра, который по указу персидского царя Артаксеркса (459 г. до н. э.) создал так называемый Великий сейм, названный впоследствии Синедрионом.  Он послужил основой последующего Кагала.

По законам Ездры и Неемии каждый еврей должен трижды в день провозглашать: «Слушай, Израиль, Иегова Бог наш, Бог един». (Можно сравнить это с пятикратной ежедневной молитвой сторонников Аллаха. ) И шёпотом потихоньку добавлять, что Иегова и есть истинный Царь Израиля, а не другой царь – языческий. Иными словами Иегова царствует лично через Синедрион – административно-судебный негласный орган. Аллюзии с ленинско-сталинскими судебными органами очевидны. Главное, что подчёркивает Я. Брафман , в еврейской юриспруденции кагала было создание двух законов: гласного и негласного. Государственная Дума России ныне в 2015 году приняла решение о нераспространении статьи  УК об экстремизме на тексты Св. Писаний некоторых «основных»  религиозных вероучений, в том числе и Библии. Мы не осмеливаемся сомневаться в правоте решения высокочтимого государственного решения. И всё-таки – как же рассматривать указания об истреблении целых народов с точки зрения этой статьи?! Может быть, древние евреи не читали УК РФ? А может, наоборот – составители УК РФ и депутаты Гос. Думы не читали Библии? Двойная мораль налицо, причём не только в США.

Вот характерная цитата из Талмуда, приведённая Я. Брафманом (цит. по изданию 1869 -70 года: «Воспрещено (еврею) судиться в суде нееврейском и в нееврейских судебных учреждениях. (…) Нарушающий это запрещение есть злодей. Этот поступок  признаётся равным хулению, поношению и наложению руки на весь закон Мойсея» (Хошен Ганишов. Глав. 26, ст.1,  стр. XLI).

Брафман приводит разные свидетельства античных авторов, которые предостерегают от еврейского кагала. Например: «Цицерон говорит: "Все народы имеют свои религиозные обряды, подобно нам; но религия евреев столь противна величию Империи, славе нашего имени и законам государства, что она внушает нам отвращение" (Циц. Рro  Flacco § 28). Тацит говорил: «Евреи, взаимно поддерживая друг друга во всём, питают вместе с тем непримиримую ненависть к прочим народам» (Tacit, His. Lib V).

«Признание евреев народом избранным и обещание устроить им вечное государство и господство над другими народами, как основные религиозные начала, на которых зиждется всё иудейство, как увидим ниже, многократно подтверждается словами почти всех Пророков» (с. 13). Так писал в предисловии уже упомянутый нами сын Якова Брафмана Александр.

                       ***

Теперь рассмотрим, что же Я. Брафман понимает под словом Кагал. Это понятие в разных справочниках и энциклопедиях, в том числе и еврейских, по пороисхождению относится к XVI - XVII векам применительно к польским внутриеврейским юридическим образованиям и означает «общину». Брафман определяет Кагал так: «Кагал – общественное управление – есть орган, непосредственно управляющий еврейской общиной (,,,).                                                                                                                      Кагал, как национальное еврейское правительство, сменившее собою древнй синедрион и более поздние местные комитеты, лелеет в себе одну основную заботу, заботу чисто национальную, в которой заключается альфа и омега настоящего и будущего иудейства: "сохранение иудейства в его неприкосновенности" является политическим догматом и руководящим принципом деятельности  кагала всех времён и во всех странах» (с. 97).

Как мы видим, Я. Брафман  знает о Кагалах нечто большее, чем авторы Еврейской энциклопедии. И это неудивительно: каждый читатель знаменитой книги Д.С. Мережковского «Иисус неизвестный» знает, что в цитируемых им документах тех времён слово Кагал  уже упоминается в еврейских, в том числе талмудических текстах в том же самом значении, как вполне официальное, но негласное внутреннее еврейское правительство наряду с термином синедрион. Последний упоминается и в евангелиях. Дело в том, что слово синедрион – просто греческий  перевод древнего еврейского термина Кагал. И в этом смысле Я. Брафман глубоко прав, говоря, что власть кагала распространяется на всемирное еврейство: «Сила иудейства – в силе его национального правительства; зная это, кагал создаёт из себя силу во славу Израиля» (с. 98).

Суть дела в том, что внутри еврейское кагальное правительство, как считает Брафман,  настолько влияет на всё жизнь евреев, что (это говорят не антисемиты!) «жаловаться на притеснения кагала и просить защиты у местной иноверческой власти еврею невозможно; благодаря различным рычагам (…), местная власть до настоящего дня, разыгрывая грустную роль Пилата в полном смысле этого слова, является, тем не менее, беспощадным орудием кагала» (с. 123) . 

Здесь мы обращаемся к интересной теме: как внутреннее иудейское правительство, используя аппарат нееврейских властей, может как бы автоматически контролировать и свою внутреннюю, и свою внешнюю политику. Там, где руководит Кагал, «не еврей  шагу не мог ступить, чтобы так или иначе не нуждаться в посредничестве иудеев» (Н.Е. Марков 2-й «История еврейского штурма России» из Интернета).                 

                                ***

Общеизвестно, что для большей  части евреев, считающих себя правоверными,   Талмуд является одной из существенных частей их вероучения. Нечто похожее есть и у мусульман – Шариат. Но, разумеется, Талмуд исторически и религиозно тысячекратно более значительная структура. Его полный  объём для не-евреев, то есть гоев, в общем-то, неизвестен и до сих пор. На русский язык Талмуд был переведён  Н.А. Переферковичем в начале ХХ векав сокращённом издании в 5-и томах. Это информация к размышлению, потому что в дальнейшем будем давать ссылки на Талмуд по книге Я. Брафмана.  Обратим также внимание читателей на тот факт, что некоторые религиозные группы верующих иудаистов  (крымские караимы и кавказские таты)  Талмуд не признавали, и даже Гитлером настоящими евреями не считались и поэтому репрессиям не подвергались даже в период оккупации соответствующих регионов, в том числе и в Крыму.

О чём же говорит Талмуд? Цитируем Я. Брафмана:

«Талмуд  учит:

"Ошибкою иноверца дозволено (еврею) пользоваться, если иноверец сам ошибается:  "если нееврей -  развивает это положение Талмуд, -  составляя счёт (товару, проданному еврею) ошибся (не в свою пользу), тогда еврей должен сказать ему: “смотри, я доверяю твоему счёту, но сам не знаю (верен он или нет)и плачу столько, сколько ты требуешь ”»  (с.128-129).

Допустим, это обычная торговая уловка о принципу – не пойман, не вор. Но дальше есть и более серьёзные указания: «Имущество нееврея свободно, говорит закон [примечание Брафмана: Хошен-Гамишнот, ст. 156 ]; «имущество нееврея – что пустыня свободная», сказано в другом месте [примечание Брафмана: Талмуд, тр.  Ба-ба  Батра, с. 5].

Комментируя эти тексты, Я. Брафман ссылается на известного еврейского законодателя уже более близких нам времён рабби Иосифа Кулуна, который так прокомментировал талмудическое законодательство: Имущество нееврея – что озеро свободное» (Юридич. Респонсы И. Кулона. Кремона, 1552 г., №132 ). Брафман заключает: «Согласно такому взгляду закона и толкователей его, кагал, руководясь властью, санкционированною для него правилами Хезкат-Ишуб, видит в нееврейских жителях и их имуществе находящихся в его районе, так сказать, свою государственную или казённую собственность…» (с.132).

                     ***        

Теперь обратимся к тому, что пишет о Брафмане наиболее авторитетная Еврейская Энциклопедия. Автор статьи о Брафмане  М.Г. Моргулис  так характеризует его деятельность: «Евреи составляют государство в государстве, и временные общие законы не могут уничтожить столь вредной для государства силы, которая таится в еврейском самоуправлении, сосредоточенном в братствах» (т. 4, стлб. 918 ). Но вот что ещё важно (из той же статьи): «По выходе второго, дополненного издания 1875 г., Б. представил министру нар. Просвещения два экземпляра для поднесения государю и наследнику» (там же, стлб.  919). И,  наконец, самое главное – то, что позволяет нам относиться с полным доверием к тексту Книги Кагала, особенно к содержанию второго тома. Даже с сугубо национальной еврейской точки зрения мы не можем предположить, чтобы в авторитетнейшей Еврейской энциклопедии (она фототипически переиздана несколько лет назад) были  бы допущены серьёзные ошибки. Вот что пишет упомянутый М.Г. Моргулис в конце своей статьи о Я. Брафмане: «Необходимо указать, что сами кагальные постановления, использованные Брафманом, следует считать подлинными исторически достоверными» (там же, стлб. 920).

Впоследствии мы рассмотрим критику Книги Кагала некоторыми еврейскими публицистами, но пока обратимся к свидетельствам литературоведов, которые неоднократно говорили о внуке Я. Брафмана Владиславе Ходасевиче.

Есть интересные сведения о том, что убийца знаменитого русского государственного реформатора П.И. Столыпина Богров был родственником некоего Григория Исааковича Богрова, автора книги «Записки еврея», опубликованной в журнале «Отечественные записки в 1871 -73 гг.  Автор  был тесно знаком с Я. Брафманом, да и сам Н.А. Некрасов не слишком одобрительно отзывался о еврейских банкирах, с которыми был связан упомянутый Г. Богров (в поэме «Современники»).

                          ***

Первое, по настоящему значительное сочинение с критикой Книги Кагала, появилось почти сразу же после выхода его первого издания: И.И. Шершевский «О книге кагала», СПб, 1872). Мы не знаем, кто это такой, и в современных справочных изданиях сведения о нём присутствуют только в связи с его книгой. Поэтому наше гипотетическое предположение состоит в том, что очерк,  написанный противниками Я. Брафмана,   издан под псевдонимом. Глубоко вникнуть в существо полемических тем, оспариваемых И. Шершевским, человеку, не знакомому с тонкостями еврейского быта и особенностями древнееврейского языка,  очень трудно. Надеемся на отклик профессионалов, владеющих древнееврейским языком.

И. Шерешевский в своей резкой критике первого издания Книги Кагала сразу же говорит: «Многим из данных Актов придан такой смысл, которого они не могут иметь в подлиннике» (с. 4), и далее  обвиняет Брафмана в том, что он якобы плохо знал еврейский язык.

Теперь обратимся к фактам: критикуемое Шершевским первое издание Книги Кагала содержало в виде приложения к основному тексту 285 актов, а в остальных изданиях, названных выше, содержалось уже 1055 актов. Расширенное и дополненное издание Книги Кагала не вызвало никакой критики   со стороны еврейских публицистов. Тем более смехотворным выглядит вывод И.И.  Шершевского: «Такое литературное уродство, как сочинение г. Брафмана, недостойно ни имени, ни прав науки, знамени  которой оно будто бы служит» (указ. соч., стр. 30).

А что касается Талмуда, который неоднократно цитировал Я. Брафман, упомянутый автор  утверждает, что Талмуд – это «море», в котором «отразилось всё миросозерцание древнего человечества, его философские системы и доктрины, веками добытые истины» (стр. 34). Смысл этих слов вполне понятен – в этом основа будущего сионизма.

   ***

Теперь перейдём к анализу еврейских корней знаменитого поэта В.Ф. Ходасевича. Вот что пишет об этом известный исследователь поэзии Ходасевича В.И. Шубинский («Владислав Ходасевич:  чающий и говорящий».  СПб 2001 г.).

«Что до его (т.е. Ходасевича – Г.М.) еврейских корней и еврейского самоощущения, тут и вовсе странно. Софья Яковлевна (мать поэта– Г.М.)  едва ли всерьёз ощущала себя еврейкой. О сыне её нечего и говорить. И тем не менее, в известный период жизни о не раз декларировал своё еврейское происхождение в общении не только с евреями, но и с людьми, пользовавшимися репутацией антисемитов. Думается, это был не просто эпатаж и не просто благородное стремление выразить солидарность со страдающим меньшинством, встав в его ряды.

Такие высказывания Ходасевича особенно бросаются в глаза по контрасту с поведением другого великого поэта этого поколения, Бориса Пастернака.  Для Пастернака еврейское происхождение было своего рода проклятием, тяготеющим над ним и не дающим ему как следует "развернуться" в качестве русского писателя. Мысли о желательном для еврейского народа исходе, высказанные в "Докторе Живаго" местами мало отличаются от рассуждений Якова Брафмана»  (с. 23).

Итак,  Ходасевич и Пастернак? Различие этих поэтов. Как его сформулировать? Оба русские поэты. Оба евреи. Оба нашли себя в русской культуре, и оба ненавидели друг друга. Тайна?  По ассоциации невольно вспоминается биография гламурной Ксении Собчак. Она не раз горделиво провозглашала, что в ней нет ни капли русской крови: отец ! чистокровный чех, мать –  Нарусович – чистокровная еврейка. «Бывают странные сближенья»…

                         ***

Иногда в литературе о Я. Брафмане говорится о том, что его критическое отношение к кагальному самоуправлению связано с указом 1827 года о привлечении евреев к отбыванию воинской повинности. Как известно, в то время воинская повинность для рядового личного состава базировалась на основе рекрутского набора и была весьма тяжёлой. Евреи, как и некоторые другие инородцы были от неё освобождены. Но вот, как говорится, грянул гром: «Указ 1827 года произвёл самое глубокое и потрясающее впечатление на евреев, которое высказалось в поговорке, родившейся под влиянием первых рекрутских наборов: "Лучше служить Царю небесному, чем надеть на себя царский крест; лучше сойти в гроб, чем сидеть на царской лошади".  Мысль видеть детей своих в военных рядах наравне с сермяжными хамами (каковыми еврей признаёт крестьян и мещан христианского вероисповедания), да к тому же ещё подчинённому тяжёлому положению тогдашнего солдата (…), – эта мысль, повторяем, приводила еврея в ужас…»  (с.161).

Особенно важным было то, что система отбора еврейских рекрутов возлагалась на кагальные власти, где с помощью различных махинаций сынки влиятельных евреев и членов кагальной администрации  «отмазывались»     от военной службы.

Уважаемый читатель, я ни на чём не настаиваю, но по чисто ассоциативному ряду не напоминает ли вам это столь известное в недавнем прошлом движение так называемых «солдатских матерей»?

И, наконец, last bud non least, как использует кагал нееврейские (гойские) власти для достижения своих целей. Об этом Я. Брафман пишет со всей откровенностью: «Для того, чтобы "согнуть ослушников в дугу", кагал прежде всего старается покарать их посредством гоимов (местные иноверческие власти).  Для достижения этой цели против "исключённого из Израиля" субъекта считаются дозволенными решительно все средства: на него возводят ложные обвинения в краже, грабеже, поджоге, политической неблагонадёжности и других уголовных преступлениях и путём подставных  и ложно присягающих еврейских свидетелей, считающих показание против  подобного человека делом богоугодным, добиваются от местной администрации  суда или суровых наказаний для преследуемого субъекта» (с. 189).

Такого рода мероприятиями, как пишет Я. Брафман,  руководит верховное кагальное судилище тайный суд «бет-дин». Опять-таки,  не смею напрягать внимание уважаемого читателя, но ассоциации с нашей современностью совершенно очевидны. Особенно по вопросу о «борьбе с коррупцией»: кто кого сдаст… кто кого съест…

Подводя некоторые итоги , приведём вывод самого Я. Брафмана  из цитируемой книги. Он считает, что суть разрешения еврейского вопроса в упразднении этого пресловутого «государства в государстве», а вовсе не в проблеме еврейской ассимиляции, как полагали многие публицисты того времени. «Вопрос о расширении гражданских прав евреев [следует рассматривать], как второстепенный, ибо не в нём суть еврейского вопроса» (с. 338).

Конечно, это утопия. Современная реальность показала нечто прямо противоположное.

                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1

         Яков Брафман многократно цитирует библейские тексты о том, как евреи должны относиться к чуждым народам:

Второзаконие, Пятикнижие Моисея 7 глава

1 Израиль должен уничтожить Хананеев с их идолами; 12 Бог поможет им и благословит их, если они это сделают.



1 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,

2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;

3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;

4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.



Второзаконие, Пятикнижие Моисея 20 глава

1 «Когда ты идешь на войну»; 5 закон о военной службе отдельных лиц, 10 об осаде, добыче и 19 о сохранении деревьев.

10 Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир;

11 если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;

12 если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его,

13 и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;

14 только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой;

15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих.



Второзаконие 20 глава: http://bible.by/old-testament/read/05/20/ © bible.by

Второзаконие глава 12

2 Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом;

3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.



Второзаконие 12 глава: http://bible.by/old-testament/read/05/12/ © bible.by

21 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; 

Санкт-Петербург

 

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2016

Выпуск: 

1