ИНТЕРВЬЮ ГЕННАДИЯ МУРИКОВА С ЕВГЕНИЕМ ВЕРТЛИБОМ
К 80-летию Евгения Вертлиба
21 июля 2023 года свой 80-летний юбилей отмечает Евгений Александрович Вертлиб, литератор и политолог-публицист, автор журнал «На русских просторах» с 2017 года. Евгений Александрович родился в Ленинграде, окончил филологический факультет Ленинградского университета, учился в аспирантуре. Эмигрировал в Швецию, США, в настоящее время живёт во Франции, но публикуется в российских журналах и на российских сайтах. Поздравляя Евгения Александровича с юбилеем и желая ему дальнейших творческих и жизненных успехов, редакция поручила члену редколлегии журнала Геннадию Мурикову взять интервью у Евгения Вертлиба, которое мы публикуем ниже.
Г.М. Евгений, Вы давний автор нашего журнала, и всем известна Ваша русская позиция при анализе современных и исторических конфликтов в политической сфере. Читателей не может не интересовать вопросы, как Вы оказались во Франции и как формировалась Ваша теперешняя позиция.
Е.В. «Русская позиция». Применительно ко мне точнее сказать – русскоцентичность. Ибо при русской призме взирания на мир, оценочные суждения мои беспристрастно-объективные неангажированного системного аналитика. В отличие от позиционирования себя патриотом, я не лгу во имя Отечества и называю вещи своими именами. Моя русскость – позитивно-критична: не верноподданнически подпевальная официозу. Без справедливой и грамотной корректировки курса страны полной сменой элит РФ обречена на стратегическое поражение в противоборстве с объединённым Западом, ибо стагнирующий прогресс регресса вряд ли позволит России победить супостата, ведь для этого им пришлось бы рубить под собой сук («национализироваться» – выйти из договорняка с Западом). Так что акцентированием на болевые точки как Запада, так и России, посильно способствую своим миротворчеством снижению напряжённости между основными геополитическими конфронтантами – США и РФ: методом способствования сохранению равновесия сил между ними. А этот статус международной безопасности «ни мира, ни войны» – лучшее, что может быть ныне. Тем самым, незашоренным взлядом «со стороны» пособляю России осознать свои «болячки» – устранить их и, проведя работу над ошибками, мобилизоваться на отпор и победу над супостасией антирусской дьяволиады, а Западу – взыванием к «острому галльскому смыслу и сумрачному германскому гению», показываю, что у Европы предостаточно дел и в своих национальных квартирах. Показываю настоящие, а не декларируемые пределы «красных линий», чтоб антагонсты опомнились на краю пропасти и остановили сползание в небытие. При всём своём мировоззренчески имманентном русофильстве, пытаюсь оставаться объектиным экспертом глобальных конфликтов и «пограничных ситуаций» экзистенциального толка. Ведь подлинное точное знание себя и противника – сила и уздечка сдерживания для обезумевших скакунов ража «кто кого».
Закончив преамбулу распознания разницы между «быть» и «казаться», приостановлюсь на курсе самодвижения Ленинград – Париж. Самиздатское правдоискательство, соучастие в протестном движении (написал открытое письмо первому секретарю ленинградского Обкома партии Г.В. Романову и пр.) и невостребованность как профессионала на Родине – вынесли меня за кордон. В Нью-Йорке вместе с Эдуардом Лимоновым (в его «Эдичке» я значусь Женей Кникичем) вкалывали грузчиками. Затем культурологическая и политологическая докторантура (Ph.D.) в университете штата Северная Каролина. По окончании программы – преподавание в Институте международных отношений (США) и в Маршалл-Центре (Гармиш-Партенкирхен, Бавария). С выходом на пенсию – переезд во Францию, где поныне.
Моё нравственное кредо неизменно – справедливость и нестяжательство. Как таковой эволюции (смены, перерождения) взглядов у меня не было. С годами лишь раскрылись зёрна «эмбрионально» заложенного этического императива. Вообще считаю, что неизменна архетипно-корневая сущность человека. Подкрепляю этот тезис о неизменности натуры примером с Ф.М.Достоевским: вопреки утверждениям академистов о «перерождении» его убеждений «из демократа в ярого монархиста» именно на каторге в Сибири, полагаю, что он никогда и не был «либеральной сволочью» (его словечко). Истоки моего правдорубства от деда-казака, который «рубил в седле врага напополам». Первая схлёстка с кривдой государства закончилась в милиции: когда я пацаном с кулаками заступился за бабулю, которую прилюдно грабил милиционер (конфисковывал её «выручку» за несколько проданных «в неположенном месте» по 10 копеек букетиков подснежников, из леса чуть свет принесённых). Вроде исправительной функции стала для меня (недоучившегося в ЛГУ имени Жданова студента) служба в армии. После неудачного прыжка с парашютом (во время кубинского кризиса в полной боевой готовности мы сидели в самолётах, готовые лететь десантироваться в США) – сто дней пролежал в Военно-Медицинской академии.
Русскоориентированное правдорубство продолжалось и в вынужденной (угроза ареста или дурдома) эмиграции («в последний путь куда-нибудь») – в США. По свидетельству секретаря Союза писателей России Михаила Назарова (газета «Русская жизнь», Сан-Франциско, 17 янв.1998 и его книга «Миссия русской эмиграции»), Евгений Вертлиб «в своих лекциях стремился говорить о подлинной русской культуре, противодействуя образцу России как огульной “империи зла”. Не раз по этой причине его подвергали допросам, обыскам, даже увольнениям – но приходилось его восстанавливать по решению суда…». Ему «жестоко отомстили – обвинили в нарушении служебной тайны. После изъятия личной переписки с сенаторами Хэлмсом, Нанном, Бентсеном, писателем Солженицыным и неопубликованных рукописей – Вертлиба 30 ноября 1989 года арестовали прямо на работе и принудительно конвоировали на допрос в СиАйДи – военные уголовно-следственные органы (US Criminal Investigation Division). Из официальных документов следует, что вместе с Вертлибом американская разведка взяла в “разработку” также русского публициста Владимира Бондаренко и шведского правоведа и общественного деятеля Николая фон Крейтора. Совместный отпор этой тройки стал всемирно резонансным». В сгустившихся над головой тучах меня поддержали только Союзы писателей России и Белоруссии. Приняла мой гражданский иск к Маршалл Центру мюнхенская прокуратура (дело от 21августа 1997 года за номером 55 Js 24166/97). Добился также положительного ответа от Страсбургского суда по правам человека и даже от Гаагского трибунала…
Разными методами истеблишмент пытался бороться с моим честным противлением злу от «непогрешимой гегемонии» США. Как поведал посол США Джеймс Коллинз в конфиденциальной беседе со своим российским коллегой американистом МИДа – Григорием Алексеевичем Зайцевым, доктора Юджина Вертлиба американцы пытались приспособить к «безоговорочному» служению интересам Запада, но у них это не получилось (личное свидетельство Г. Зайцева). Профессорство в Военном университете Вашингтона и консультирование по геополитике и реалполитике генералитета не прельстило меня... Против моей неподкупности и «Аввакумовой несгибаемости» пробовали состряпать «дело» о шпионаже (этот факт вскрыт в газете Пентагона «The Stars and Stripes», 7 мая 1996). В назревавший международный скандал вынужден был вмешаться сам тогдашний министр обороны США Уильям Перри. Ретивого организатора провокации доктора Бернстина срочно этапировали в Вашингтон. Дело замяли. Спецдоклад же Перри-Вайта по моему кейсу так и не рассекречен по сей день. Как ни странно, в то же самое время надавили на меня и российские дружбаны указанных западных «коллег». АНТИРУССКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ. Моё бодание с американским «дубом» власти закончилось тем, что по решению уже нового министра обороны США Уильяма Коэна, Штатам пришлось капитулировать – очистить от клеветнических измышлений моё личное дело.
О русской несгибаемости немцы говорили так: «мало убить русского – его надо ещё и повалить»! В литературно-киношном плане я как бы олицетворял в одном лице героя Шукшина «распрягшегося» Алешу Бесконвойного и киногероя Глеба Северова из фильма «Слепой». Мы – посланники-изгнанники – явили, как выразился Бунин о вынужденной эмиграции, «некий грозный знак миру», ибо есть «борцы за вечные, божественные основы человеческого существования, ныне не только в России, но и всюду пошатнувшиеся». Как полагал историк Ключевский, «конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного и закроются врата Его Лавры».
Г.М. Проблема конфликта на Украине. Каким Вам видится его решение, которое было бы оптимальным его решением в свете теперешней ситуации.
Е.В. Американский философ Ноам Хомский предложил два варианта решения конфликта на Украине – компромиссом переговоров (дипломатический путь) и продолжением эскалации. Его слова передает Welt. По мнению Хомского, существует два пути решения нынешней ситуации – поиск компромисса за столом переговоров или продолжение эскалации (недипломатический), опасной для Украины и Запада. Совместный с профессром Оксфорда Олегом Юриным наш проект таков. Для разрешения конфликта вокруг Украины (победы в ментально-гибридной войне Запада с Россией) обязательно надо добить бандеровского зверя. После чего необходимо воспользоваться моментом и вернуть Украину в лоно русской цивилизации. Путин поймал момент после Афганистана и запустил неожиданно масштабную СВО. Но вскрылись язвы ельЦинизма с недостатками в ВС РФ. Сумеет ли Путин по-полному использовать момент нехватки у ВСУ обычных вооружений и довести до грамотной победы на Украине – это многофакторный вопрос. Решимость Путина – ключевой момент. Остатки Украины должны преобразоваться в буфер безопасности для России. Для этого прорусским силам Украины следует помочь добиться путём референдумов на украинских землях прихода к власти там лояльных к России сил.
Г.М. Историческая судьба России неразрывно связана и с Востоком, и с Западом. Однако вопрос о евразийстве с самого его возникновения вызывал и вызывает серьёзные споры до нашего времени. Каково Ваше мнение о Евразийстве в современных условиях?
Е.В. Истоки Евразийства забили, когда славянский князь бодричей Рюрик объединил в Союз германо-полабских славян и новгородцев Гостомысловых (первая столица Руси город-крепость Старая Ладога). Народности роднила глубинная этнопсихологическая и солидаристская общая «особость». В русском генотипе синтезированы такие этносы как восточные славяне, финно-угорские и тюркские. Россия – эмблема геополитически «островной» Евразии. Хотя евразийцев называли «православными большевиками», в советской России они подверглись репрессиям. По мнению евразийцев, большевистская идеология должна была либо постепенно эволюционировать в более национальную, консервативную модель, либо уступить место новой евразийской идеологии, которая, в свою очередь, унаследует пространственно-имперскую политику Советов в сочетании с более органичными для России православно-традиционалистскими ценностями. Из этого посыла исходят нынешние сторонники «Большого Евразийского пространства», преувеличивающие большевистский след в судьбе этого течения. Хотя России желательно иметь бы объединённый с евразийскими странами контингент коллективных вооружённых сил, это вряд ли осуществимо. Советско-евразийскому дискурсу посвящён коллективный труд «Советская цивилизация и евразийская идея: две истории длиною в век» (СПб., «Петрополис», 2022). Россия для выработки духоподъёмной стратегии Победы ищет точку опоры в своих консолидатно-глубинных этно-социальных корнеисточниках первородства «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство», – считал Лев Гумилёв. Под этим эпиграфом в 2012-м «Русская народная линия» напечатала в пяти выпусках мою большую статью: «Российская геополитика в Евразийско-Путинском контексте». Судя по всё более западничающей позиции, например, Казахстана, перспективы подпитки России новым Евразийством, весьма проблематичны, хотя и не лишены перспектив.
Г.М. Одна из самых серьёзных проблем и загадок современности – это роль тайных сил и малоизвестных, глубоко скрытых организаций в развитии исторических процессов. Среди них известные, главным образом по названию, масоны, участники Бильдербергского клуба и т.п. Интересно узнать Ваше мнение об их влиянии на историю и политику.
Е.В. Переплетение мифов и реальности мешает раскрытию зашифрованной тайнописи истории. Известно,что масоны из декабристов пытались военным переворотом изменить политический строй в России. Роковая роль в свержении монархий (в том числе и Российской) приписывается тем же тайным конспиративным пружинам. Революционеры «Чёрного передела» и «Народной расправы» кем-то узнаются даже в пригожинских мятежниках. По слухам, Кутузов упустил Наполеона из России по своим масонским симпатиям, а Нахимов, якобы по заданию масонского «центра», сознательно проигрывал Крымскую войну.
Г.М. Многочисленные национальные и расовые конфликты сотрясают сегодняшнюю Францию. В чём их причины и каковы могут быть их последствия?
Е.В. Так метрополия платит за колонии. Причины массовых беспорядков во Франции в нынешней миграционной политике Парижа, долгое время поддерживавшего кризисные движения в арабском мире, сохраняя при этом социальное неравенство. Видимо, от бурлящего социума Франции больше дивидендов получат антииммигратски настроенные крайне правые. Кризис помогает Марин Лё Пен бороться за власть. На другом конце политического спектра – Жан-Люк Меланшон, который придаёт хаотичности беспорядков характер классовой борьбы. Ещё один популярный кандидат в президенты – писатель Эрик Земмур. После выхода в 2014 году его книги «Самоубийство Франции» (историко-публицистическое перечисление просчётов и предательств французской элиты, в результате которых страна утратила позиции сверхдержавы и в быстрых темпах утрачивает и национальную идентичность) Земмур стал сенсационно известным. Перед прошлой президентской гонкой я адресовал ему вопросы, которые дают представление о парижском политолимпе: “В критике «макронизма» чем Ваша программа отличается от протестной антиглобалистики «жёлтых жилетов», поддержанных как левыми политическими движениями (Жан-Люк Меланшон и Оливье Безансо), так и правыми (Лоран Вокье и Марин ЛЁ Пен)? Чем вызвано желание выйти из НАТО и установить «привилегированный союз» с Россией (отстаивание снятия санкций с РФ и создание оси Париж-Берлин-Москва)? Что конкретно может позаимствовать Ваша программа действий от генерала де-Голля и президента Трампа? Как далеко продвинулась Франция в своём «самоубийстве» по сравнению с реальностью, описанной Вами в бестселлере 2014 года «Самоубийство Франции» (с резкой критикой неолиберализма)? Каковы сходства и различия основных позиций Вашей партии и «Национального Объединения» Марин Лё Пен? В чём сила и слабость Вашего конкурента от «Республиканцев» Валери Пекресс? Почему Вы считаете президента Эммануэля Макрона «синтезом двух своих предшественников, только хуже»? Если президентские выборы – битва антиглобалистов с макронизмом в «великой битве за Францию», то как именно “Reconqyete” намерено отвоевать экономику, идентичность, суверенитет и страну? Какая связь между «санитарной диктатурой» режима антиковидных пропусков и сменой элит («новый май 1968-года»)?”/ Нj Макрону удалось сформировать против Земмура Республиканский фронт, забрав себе голоса левых и правых, центристов и «зелёных». Так простым французам не удалось привести во власть кандидата, считающегося «пронародным». Впрочем, если Макрон – ставленник Жака Аттали – серого кардинала Ротшильдов, то и Земмур – также протеже клана Ротшильдов (Жюльена Мадара и Джонатана Надлера), а также американского финансиста JP Morganа и Ватикана. Так что тайнопись протаскивания кандидатов в мировые управверхи продолжается.
Г.М. Франция и Россия на протяжении многих веков бывали то союзниками, то противниками. Как Вы оцениваете теперешнюю ситуацию и её дальнейшее развитие?
Е.В. Французы протестуют против мультикультурализма, феминизма, НАТО, глобализма, либерализма и миграции. «Когда мы были вместе с Россией, мы выигрывали войны. Когда мы были против России, мы проигрывали войны», – говорит Земмур. И продолжает: «Союз Франции, Германии и России для американцев станет концом их господства в Западной Европе. Поэтому американцы потратят все усилия на то, чтобы найти разногласия между Францией и Германией с одной стороны и Россией с другой», – как бы предупреждал он о готовящихся вокруг Украины сразу двух заговоров – антироссийского и антиевропейского («закат Европы»-2). Спасение Франции в срыве «реформирования по-Макрону».
Г.М. Современная позиция объединённого Запада выглядит явно недоброжелательной, если не сказать откровенно враждебной, по отношению к России. Как Вы думаете, есть ли возможности и пути её изменения в лучшую сторону?
Е.В. Если Россия сумеет заставить Запад уважать её, тот САМ вынужден будет сменить свою парагигму многовековой дерзости в отношении к России на поведенчески противоположное: сделать хорошую мину при плохой игре. Победа России на украинском театре военных действий над коллективным Западом и стала бы тем триггером – спусковым крючком для приведения зарвавшегося Запада в чувство: холуйское заискивание вассала перед новым рефери мира. Но для этой – кнутом по глазам – трансформации отношений и самого мироустройства Россия должна срочно показать свои термоядерные зубы (в ответ на твёрдое обещание Джо Байдена принять-таки Украину в НАТО) – доказать, что шутки с ней плохи. Торжество Священной войны победного имперского духа.
Г.М. И последнее: Вы начинали свою творческую жизнь как литератор, перейдя затем на стезю политолога. Планируете ли Вы написать или уже пишете мемуары о своей так насыщенной разнообразными событиями и встречами жизни?
Е.В. По Притче Ветхого Завета: «Человек предполагает, а Бог располагает». Поживём – увидим.
Г.М. Благодарю, Евгений, за интересное интервью, с которым охотно ознакомятся наши читатели. Примите и мои поздравления с юбилеем. Дальнейших творческих успехов. И – до новых встреч на страницах журнала.
Санкт-Петербург, Россия – Франция 18-20.07.2023 г.