НАСТРОЕНИЕ? В «НОРМЕ»!

Опера «Норма»  Винченцо Беллини. Гастрольный спектакль Пермского театра оперы и балета 01 июня 2023 года. Мариинский театр.

    Эту фразу я позаимствовала из поста в социальных сетях одной из ведущих сопрано Мариинского театра Марии  Баянкиной, исполнившей в спектакле титульную партию. 

   Партия Нормы считается труднейшей в репертуаре сопрано. Она была написана для Джудитты Пасты, на принадлежащей ей вилле. Первая Норма, Джудитта Паста, солировавшая на представлениях в Милане и Лондоне,  считала эту роль одной из любимейших. Когда из-за возраста она уже не смогла ее петь, самой любимой у публики исполнительницей стала Джулия Гризи, до этого исполнявшая партию Адальжизы. Другая известная певица Мария Малибран настолько любила эту роль, что скульптор, создавшей ей памятник в Лейкене, изобразил ее именно в костюме Нормы.    

     Одной из самых знаменитых исполнительниц партии Нормы в ХХ веке была великая Мария Каллас. Кроме нее в этой партии прославились Лейла Генджер. Джоан Сазерлэнд, Ширли Веррет. 20 июля 1974 года в Античном театре Оранж партию Нормы триумфально исполнила легендарная  Монсеррат Кабалье.

     Винченцо Беллини создал произведение на либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ. Премьера состояла в Милане в театре Ла Скала 26 декабря 1831 года. Опера является превосходным образцом традиции бельканто. Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись кораблекрушение,  единственная из опер, которую надо было бы спасти, это «Норма», говорил он.

      Опера дает редкую возможность насладиться искусством сопрано, так как в ней есть несколько изумительных по красоте арий. Сюжет «Нормы» часто называют надуманным. Но, например, Рихард Вагнер так отзывался о произведении. «Из всех творений Беллини, - писал он, - именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства».

      Самые величавые страницы оперы  от увертюры до легендарной «Casta diva», - хоры жрецов и воинов, дуэт Нормы и Адальжизы, дуэты Нормы и Поллиона, - поистине стали эталонными. Восходящие к античной трагедии возвышенный стиль, волнующие переживания, страсть, самопожертвование становятся близки чувствам зрителей, придают величие характерам, в особенности фигуре главной героини.     

      В Мариинском театре в последние годы  «Норма» присутствовала в концертном исполнении – полноценный спектакль с декорациями и костюмами готовился, но пока еще не увидел свет. Тем более интересным оказалось творческое сотрудничество двух коллективов, - Мариинского и Пермского оперных театров, - явивших, наконец, «Норму» питерскому зрителю во всей ее величественной красоте.

   Поставил спектакль режиссер - мариинец Максим Петров, отмеченный многими важными наградами и имеющий серьезные работы в Мариинском театре. За пультом – так же мариинский дирижер Мигран Агаджанян, сам первоклассный певец, знающий всю партитуру наизусть. И конечно Норма – великолепная Мария Баянкина, чьи драматические способности и уникальный голос необыкновенно соответствуют партии. «Год назад мой авантюрный дух запросто разрешил мне махнуть рукой на все «препятствия», то есть здравый смысл, - рассказывая, певица улыбается, - и впрыгнуть в этот проект, за невероятно короткое время выучив заглавную партию. О, Норма! Скольких ты пленила! Роковая партия! Запредельной сложности! – поделилась Мария. – Какая ответственность! И все же, какое счастье для певицы прикоснуться к тебе! Признаюсь, меня и спасла моя поспешность. С моим характером, вечными придирками к себе, если долго думать, то не решиться никогда! А дальше – нервы, треск в голове всех «подшипников», работающих на ускоренной программе, обрывки вылетающих слов, истирающая голос безостановочная зубрежка! И вот – в день спектакля все сложилось!»

     В Перми спектакль был с успехом показан в прошлом году и в конце мая текущего года. Пермская публика встретила постановку горячо. И вот 1 июня «Норма» – на исторической сцене Мариинского театра. «Невозможно представить, как все мы мечтаем о постановке, - продолжает Мария Баянкина. – И мы, певцы, и зрители! И вот теперь появилась возможность показать зрителям полноценный спектакль. Это потрясающий проект, смелая идея маэстро Миграна Агаджаняна, который фантастически чувствует нас на сцене и создает неповторимую атмосферу! Это всегда какой-то катарсис! Для меня настоящее счастье исполнить любимейшую партию в стенах родного театра, на исторической сцене, в прекрасном спектакле».

      Надо отдать должное, вокруг спектакля действительно царил ажиотаж. В день представления свободные места оставались только на галерке – да и то по пальцам пересчитать. Фойе и буфет перед началом – дефиле вечерних туалетов и ювелирных украшений. Как собственно и должно быть в одном из лучших театров мира перед «громкой» премьерой. Могу утверждать, что некоторые зрители приехали на спектакль специально из других городов.

      Когда поднялся занавес, сразу бросилось в глаза оригинальное сценическое решение в модном сейчас геометрическом стиле. Вместо громоздких декораций – несколько подвижных модулей, легко перемещающихся на сцене и меняющих таким образом композицию по ходу действия.

      В той же манере исполнены и костюмы героев – никаких тяжелых лат, объемных головных уборов. Доспехи заменяет легкий блестящий материал, на голове Нормы – шаль, сложенная в тюрбан. Она появляется, гордая и величественная, со знаменитой арией «Casta diva» - молитвенным обращением к луне.

       Известно, что Беллини написал эту арию, прочитав стихотворение поэта Джакомо Леопарди, которое было опубликовано в сборнике как раз во время написания «Нормы» в 1831 году.  Мелодическая линия арии достаточна трудна. Эталонным считалось исполнение Марией Калласс с ее чуть замедленным темпом, что придавало особую проникновенность.

       Отважусь заметить, что исполнение «Casta diva» Марией Баянкиной, на мой взгляд, оказалось не хуже. Вслед за сопрано, вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к свету.

       Пожалуй, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего ореола. Однако за священным обрядом сокрыта мучительная реальность.

      Поллион, возлюбленный Нормы, охладел к ней. Теперь он любит юную жрицу Адальжизу. Норму гнетут грустные предчувствия. Они проявляются во время встречи с детьми. Инструментальное вступление с его мрачными аккордами и трепетом укрепляет в чувстве фатальной предопределенности. Смятенная мать обуреваема противоречивыми чувствами, что очень точно показала Баянкина, умело используя сдержанную жестикуляцию.

       Очень красиво решен в спектакле и один из ключевых моментов действия – дуэт Нормы и Адальжизы. За спиной каждой из женщин, точно лебединое крыло, колышется белое полотнище, вероятно выражающее трепещущие сердца страдающих героинь.

       Партию Адальжизы в спектакле исполнила Наталия Ляскова. Солистка Пермского театра оперы и балета, меццо – сопрано, она в 2013 году окончила отделение вокального искусства Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. С 2016 года – солистка Пермской оперы. В 2023 году  Наталия была номинирована на премию МХТ им. А.П. Чехова за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода».

      «Я пою с детства, - призналась певица в одном из интервью. – Мурлыкать песенки под нос начала, наверное, с рождения. Подростком включала магнитофон и раз по десять переслушивала и пела вместе с исполнителями песен на весь дом. В опере мой кумир – Ширли Верретт. Для меня она идеальный образец того, как надо петь».

       Очень эффектно и проникновенно исполнил партию Поллиона тенор Ованнес Айвазян. Заслуженный артист Армении, солист Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна в Ереване.  Терцет двух женщин и Поллиона, пронизанный одним и тем же мотивом, который объединяет героев, подчеркивая общность их положения - без сомнения одна их эмоциональных вершин спектакля. Он завершается гневной отповедью Нормы, от которой испытал содрогание зритель не то, что в партере, но и на третьем ярусе.

       Финал спектакля заставляет смахнуть слезу и бывалых поклонников оперы, и новичков, которые слушают «Норму» впервые. В глубине сцены все ярче разгорается костер, на который предстоит взойти Норме, и проникновенная сцена с Поллионом перед жертвоприношением вынуждает мою соседку, туристку из Архангельска невольно прошептать, забывшись: «Вот ради этого я и мечтала попасть сюда».

      Герои делают шаг навстречу гибели. Зал взрывается овациями. Признаюсь, я сбилась со счета, сколько раз вызывали артистов на поклоны. «Норма» - это лучшая опера Беллини, - писали критики после премьеры в Ла Скала сто девяносто с лишним лет назад. – Мелодический дар композитора проявился в ней в полном блеске». «Норма» нисколько не устарела, хочется сказать сейчас, и новое сценическое решение, новые молодые голоса только украсили ее.

      Спектакль стал настоящим событием проходящего в Мариинском театре ХХХI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» и будем надеяться, очень скоро  в регулярном репертуаре Мариинского театра появится опера «Норма».  И не в концертном исполнении, а полноценный, красивый, безусловно, современный спектакль, который все мы с радостью посетим. И не один раз.       

    Эту фразу я позаимствовала из поста в социальных сетях одной из ведущих сопрано Мариинского театра Марии  Баянкиной, исполнившей в спектакле титульную партию. 

   Партия Нормы считается труднейшей в репертуаре сопрано. Она была написана для Джудитты Пасты, на принадлежащей ей вилле. Первая Норма, Джудитта Паста, солировавшая на представлениях в Милане и Лондоне,  считала эту роль одной из любимейших. Когда из-за возраста она уже не смогла ее петь, самой любимой у публики исполнительницей стала Джулия Гризи, до этого исполнявшая партию Адальжизы. Другая известная певица Мария Малибран настолько любила эту роль, что скульптор, создавшей ей памятник в Лейкене, изобразил ее именно в костюме Нормы.    

     Одной из самых знаменитых исполнительниц партии Нормы в ХХ веке была великая Мария Каллас. Кроме нее в этой партии прославились Лейла Генджер. Джоан Сазерлэнд, Ширли Веррет. 20 июля 1974 года в Античном театре Оранж партию Нормы триумфально исполнила легендарная  Монсеррат Кабалье.

     Винченцо Беллини создал произведение на либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ. Премьера состояла в Милане в театре Ла Скала 26 декабря 1831 года. Опера является превосходным образцом традиции бельканто. Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись кораблекрушение,  единственная из опер, которую надо было бы спасти, это «Норма», говорил он.

      Опера дает редкую возможность насладиться искусством сопрано, так как в ней есть несколько изумительных по красоте арий. Сюжет «Нормы» часто называют надуманным. Но, например, Рихард Вагнер так отзывался о произведении. «Из всех творений Беллини, - писал он, - именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства».

      Самые величавые страницы оперы  от увертюры до легендарной «Casta diva», - хоры жрецов и воинов, дуэт Нормы и Адальжизы, дуэты Нормы и Поллиона, - поистине стали эталонными. Восходящие к античной трагедии возвышенный стиль, волнующие переживания, страсть, самопожертвование становятся близки чувствам зрителей, придают величие характерам, в особенности фигуре главной героини.     

      В Мариинском театре в последние годы  «Норма» присутствовала в концертном исполнении – полноценный спектакль с декорациями и костюмами готовился, но пока еще не увидел свет. Тем более интересным оказалось творческое сотрудничество двух коллективов, - Мариинского и Пермского оперных театров, - явивших, наконец, «Норму» питерскому зрителю во всей ее величественной красоте.

   Поставил спектакль режиссер - мариинец Максим Петров, отмеченный многими важными наградами и имеющий серьезные работы в Мариинском театре. За пультом – так же мариинский дирижер Мигран Агаджанян, сам первоклассный певец, знающий всю партитуру наизусть. И конечно Норма – великолепная Мария Баянкина, чьи драматические способности и уникальный голос необыкновенно соответствуют партии. «Год назад мой авантюрный дух запросто разрешил мне махнуть рукой на все «препятствия», то есть здравый смысл, - рассказывая, певица улыбается, - и впрыгнуть в этот проект, за невероятно короткое время выучив заглавную партию. О, Норма! Скольких ты пленила! Роковая партия! Запредельной сложности! – поделилась Мария. – Какая ответственность! И все же, какое счастье для певицы прикоснуться к тебе! Признаюсь, меня и спасла моя поспешность. С моим характером, вечными придирками к себе, если долго думать, то не решиться никогда! А дальше – нервы, треск в голове всех «подшипников», работающих на ускоренной программе, обрывки вылетающих слов, истирающая голос безостановочная зубрежка! И вот – в день спектакля все сложилось!»

     В Перми спектакль был с успехом показан в прошлом году и в конце мая текущего года. Пермская публика встретила постановку горячо. И вот 1 июня «Норма» – на исторической сцене Мариинского театра. «Невозможно представить, как все мы мечтаем о постановке, - продолжает Мария Баянкина. – И мы, певцы, и зрители! И вот теперь появилась возможность показать зрителям полноценный спектакль. Это потрясающий проект, смелая идея маэстро Миграна Агаджаняна, который фантастически чувствует нас на сцене и создает неповторимую атмосферу! Это всегда какой-то катарсис! Для меня настоящее счастье исполнить любимейшую партию в стенах родного театра, на исторической сцене, в прекрасном спектакле».

      Надо отдать должное, вокруг спектакля действительно царил ажиотаж. В день представления свободные места оставались только на галерке – да и то по пальцам пересчитать. Фойе и буфет перед началом – дефиле вечерних туалетов и ювелирных украшений. Как собственно и должно быть в одном из лучших театров мира перед «громкой» премьерой. Могу утверждать, что некоторые зрители приехали на спектакль специально из других городов.

      Когда поднялся занавес, сразу бросилось в глаза оригинальное сценическое решение в модном сейчас геометрическом стиле. Вместо громоздких декораций – несколько подвижных модулей, легко перемещающихся на сцене и меняющих таким образом композицию по ходу действия.

      В той же манере исполнены и костюмы героев – никаких тяжелых лат, объемных головных уборов. Доспехи заменяет легкий блестящий материал, на голове Нормы – шаль, сложенная в тюрбан. Она появляется, гордая и величественная, со знаменитой арией «Casta diva» - молитвенным обращением к луне.

       Известно, что Беллини написал эту арию, прочитав стихотворение поэта Джакомо Леопарди, которое было опубликовано в сборнике как раз во время написания «Нормы» в 1831 году.  Мелодическая линия арии достаточна трудна. Эталонным считалось исполнение Марией Калласс с ее чуть замедленным темпом, что придавало особую проникновенность.

       Отважусь заметить, что исполнение «Casta diva» Марией Баянкиной, на мой взгляд, оказалось не хуже. Вслед за сопрано, вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к свету.

       Пожалуй, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего ореола. Однако за священным обрядом сокрыта мучительная реальность.

      Поллион, возлюбленный Нормы, охладел к ней. Теперь он любит юную жрицу Адальжизу. Норму гнетут грустные предчувствия. Они проявляются во время встречи с детьми. Инструментальное вступление с его мрачными аккордами и трепетом укрепляет в чувстве фатальной предопределенности. Смятенная мать обуреваема противоречивыми чувствами, что очень точно показала Баянкина, умело используя сдержанную жестикуляцию.

       Очень красиво решен в спектакле и один из ключевых моментов действия – дуэт Нормы и Адальжизы. За спиной каждой из женщин, точно лебединое крыло, колышется белое полотнище, вероятно выражающее трепещущие сердца страдающих героинь.

       Партию Адальжизы в спектакле исполнила Наталия Ляскова. Солистка Пермского театра оперы и балета, меццо – сопрано, она в 2013 году окончила отделение вокального искусства Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. С 2016 года – солистка Пермской оперы. В 2023 году  Наталия была номинирована на премию МХТ им. А.П. Чехова за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода».

      «Я пою с детства, - призналась певица в одном из интервью. – Мурлыкать песенки под нос начала, наверное, с рождения. Подростком включала магнитофон и раз по десять переслушивала и пела вместе с исполнителями песен на весь дом. В опере мой кумир – Ширли Верретт. Для меня она идеальный образец того, как надо петь».

       Очень эффектно и проникновенно исполнил партию Поллиона тенор Ованнес Айвазян. Заслуженный артист Армении, солист Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна в Ереване.  Терцет двух женщин и Поллиона, пронизанный одним и тем же мотивом, который объединяет героев, подчеркивая общность их положения - без сомнения одна их эмоциональных вершин спектакля. Он завершается гневной отповедью Нормы, от которой испытал содрогание зритель не то, что в партере, но и на третьем ярусе.

       Финал спектакля заставляет смахнуть слезу и бывалых поклонников оперы, и новичков, которые слушают «Норму» впервые. В глубине сцены все ярче разгорается костер, на который предстоит взойти Норме, и проникновенная сцена с Поллионом перед жертвоприношением вынуждает мою соседку, туристку из Архангельска невольно прошептать, забывшись: «Вот ради этого я и мечтала попасть сюда».

      Герои делают шаг навстречу гибели. Зал взрывается овациями. Признаюсь, я сбилась со счета, сколько раз вызывали артистов на поклоны. «Норма» - это лучшая опера Беллини, - писали критики после премьеры в Ла Скала сто девяносто с лишним лет назад. – Мелодический дар композитора проявился в ней в полном блеске». «Норма» нисколько не устарела, хочется сказать сейчас, и новое сценическое решение, новые молодые голоса только украсили ее.

      Спектакль стал настоящим событием проходящего в Мариинском театре ХХХI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» и будем надеяться, очень скоро  в регулярном репертуаре Мариинского театра появится опера «Норма».  И не в концертном исполнении, а полноценный, красивый, безусловно, современный спектакль, который все мы с радостью посетим. И не один раз.       

    Эту фразу я позаимствовала из поста в социальных сетях одной из ведущих сопрано Мариинского театра Марии  Баянкиной, исполнившей в спектакле титульную партию. 

   Партия Нормы считается труднейшей в репертуаре сопрано. Она была написана для Джудитты Пасты, на принадлежащей ей вилле. Первая Норма, Джудитта Паста, солировавшая на представлениях в Милане и Лондоне,  считала эту роль одной из любимейших. Когда из-за возраста она уже не смогла ее петь, самой любимой у публики исполнительницей стала Джулия Гризи, до этого исполнявшая партию Адальжизы. Другая известная певица Мария Малибран настолько любила эту роль, что скульптор, создавшей ей памятник в Лейкене, изобразил ее именно в костюме Нормы.    

     Одной из самых знаменитых исполнительниц партии Нормы в ХХ веке была великая Мария Каллас. Кроме нее в этой партии прославились Лейла Генджер. Джоан Сазерлэнд, Ширли Веррет. 20 июля 1974 года в Античном театре Оранж партию Нормы триумфально исполнила легендарная  Монсеррат Кабалье.

     Винченцо Беллини создал произведение на либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ. Премьера состояла в Милане в театре Ла Скала 26 декабря 1831 года. Опера является превосходным образцом традиции бельканто. Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись кораблекрушение,  единственная из опер, которую надо было бы спасти, это «Норма», говорил он.

      Опера дает редкую возможность насладиться искусством сопрано, так как в ней есть несколько изумительных по красоте арий. Сюжет «Нормы» часто называют надуманным. Но, например, Рихард Вагнер так отзывался о произведении. «Из всех творений Беллини, - писал он, - именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства».

      Самые величавые страницы оперы  от увертюры до легендарной «Casta diva», - хоры жрецов и воинов, дуэт Нормы и Адальжизы, дуэты Нормы и Поллиона, - поистине стали эталонными. Восходящие к античной трагедии возвышенный стиль, волнующие переживания, страсть, самопожертвование становятся близки чувствам зрителей, придают величие характерам, в особенности фигуре главной героини.     

      В Мариинском театре в последние годы  «Норма» присутствовала в концертном исполнении – полноценный спектакль с декорациями и костюмами готовился, но пока еще не увидел свет. Тем более интересным оказалось творческое сотрудничество двух коллективов, - Мариинского и Пермского оперных театров, - явивших, наконец, «Норму» питерскому зрителю во всей ее величественной красоте.

   Поставил спектакль режиссер - мариинец Максим Петров, отмеченный многими важными наградами и имеющий серьезные работы в Мариинском театре. За пультом – так же мариинский дирижер Мигран Агаджанян, сам первоклассный певец, знающий всю партитуру наизусть. И конечно Норма – великолепная Мария Баянкина, чьи драматические способности и уникальный голос необыкновенно соответствуют партии. «Год назад мой авантюрный дух запросто разрешил мне махнуть рукой на все «препятствия», то есть здравый смысл, - рассказывая, певица улыбается, - и впрыгнуть в этот проект, за невероятно короткое время выучив заглавную партию. О, Норма! Скольких ты пленила! Роковая партия! Запредельной сложности! – поделилась Мария. – Какая ответственность! И все же, какое счастье для певицы прикоснуться к тебе! Признаюсь, меня и спасла моя поспешность. С моим характером, вечными придирками к себе, если долго думать, то не решиться никогда! А дальше – нервы, треск в голове всех «подшипников», работающих на ускоренной программе, обрывки вылетающих слов, истирающая голос безостановочная зубрежка! И вот – в день спектакля все сложилось!»

     В Перми спектакль был с успехом показан в прошлом году и в конце мая текущего года. Пермская публика встретила постановку горячо. И вот 1 июня «Норма» – на исторической сцене Мариинского театра. «Невозможно представить, как все мы мечтаем о постановке, - продолжает Мария Баянкина. – И мы, певцы, и зрители! И вот теперь появилась возможность показать зрителям полноценный спектакль. Это потрясающий проект, смелая идея маэстро Миграна Агаджаняна, который фантастически чувствует нас на сцене и создает неповторимую атмосферу! Это всегда какой-то катарсис! Для меня настоящее счастье исполнить любимейшую партию в стенах родного театра, на исторической сцене, в прекрасном спектакле».

      Надо отдать должное, вокруг спектакля действительно царил ажиотаж. В день представления свободные места оставались только на галерке – да и то по пальцам пересчитать. Фойе и буфет перед началом – дефиле вечерних туалетов и ювелирных украшений. Как собственно и должно быть в одном из лучших театров мира перед «громкой» премьерой. Могу утверждать, что некоторые зрители приехали на спектакль специально из других городов.

      Когда поднялся занавес, сразу бросилось в глаза оригинальное сценическое решение в модном сейчас геометрическом стиле. Вместо громоздких декораций – несколько подвижных модулей, легко перемещающихся на сцене и меняющих таким образом композицию по ходу действия.

      В той же манере исполнены и костюмы героев – никаких тяжелых лат, объемных головных уборов. Доспехи заменяет легкий блестящий материал, на голове Нормы – шаль, сложенная в тюрбан. Она появляется, гордая и величественная, со знаменитой арией «Casta diva» - молитвенным обращением к луне.

       Известно, что Беллини написал эту арию, прочитав стихотворение поэта Джакомо Леопарди, которое было опубликовано в сборнике как раз во время написания «Нормы» в 1831 году.  Мелодическая линия арии достаточна трудна. Эталонным считалось исполнение Марией Калласс с ее чуть замедленным темпом, что придавало особую проникновенность.

       Отважусь заметить, что исполнение «Casta diva» Марией Баянкиной, на мой взгляд, оказалось не хуже. Вслед за сопрано, вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к свету.

       Пожалуй, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего ореола. Однако за священным обрядом сокрыта мучительная реальность.

      Поллион, возлюбленный Нормы, охладел к ней. Теперь он любит юную жрицу Адальжизу. Норму гнетут грустные предчувствия. Они проявляются во время встречи с детьми. Инструментальное вступление с его мрачными аккордами и трепетом укрепляет в чувстве фатальной предопределенности. Смятенная мать обуреваема противоречивыми чувствами, что очень точно показала Баянкина, умело используя сдержанную жестикуляцию.

       Очень красиво решен в спектакле и один из ключевых моментов действия – дуэт Нормы и Адальжизы. За спиной каждой из женщин, точно лебединое крыло, колышется белое полотнище, вероятно выражающее трепещущие сердца страдающих героинь.

       Партию Адальжизы в спектакле исполнила Наталия Ляскова. Солистка Пермского театра оперы и балета, меццо – сопрано, она в 2013 году окончила отделение вокального искусства Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. С 2016 года – солистка Пермской оперы. В 2023 году  Наталия была номинирована на премию МХТ им. А.П. Чехова за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода».

      «Я пою с детства, - призналась певица в одном из интервью. – Мурлыкать песенки под нос начала, наверное, с рождения. Подростком включала магнитофон и раз по десять переслушивала и пела вместе с исполнителями песен на весь дом. В опере мой кумир – Ширли Верретт. Для меня она идеальный образец того, как надо петь».

       Очень эффектно и проникновенно исполнил партию Поллиона тенор Ованнес Айвазян. Заслуженный артист Армении, солист Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна в Ереване.  Терцет двух женщин и Поллиона, пронизанный одним и тем же мотивом, который объединяет героев, подчеркивая общность их положения - без сомнения одна их эмоциональных вершин спектакля. Он завершается гневной отповедью Нормы, от которой испытал содрогание зритель не то, что в партере, но и на третьем ярусе.

       Финал спектакля заставляет смахнуть слезу и бывалых поклонников оперы, и новичков, которые слушают «Норму» впервые. В глубине сцены все ярче разгорается костер, на который предстоит взойти Норме, и проникновенная сцена с Поллионом перед жертвоприношением вынуждает мою соседку, туристку из Архангельска невольно прошептать, забывшись: «Вот ради этого я и мечтала попасть сюда».

      Герои делают шаг навстречу гибели. Зал взрывается овациями. Признаюсь, я сбилась со счета, сколько раз вызывали артистов на поклоны. «Норма» - это лучшая опера Беллини, - писали критики после премьеры в Ла Скала сто девяносто с лишним лет назад. – Мелодический дар композитора проявился в ней в полном блеске». «Норма» нисколько не устарела, хочется сказать сейчас, и новое сценическое решение, новые молодые голоса только украсили ее.

      Спектакль стал настоящим событием проходящего в Мариинском театре ХХХI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» и будем надеяться, очень скоро  в регулярном репертуаре Мариинского театра появится опера «Норма».  И не в концертном исполнении, а полноценный, красивый, безусловно, современный спектакль, который все мы с радостью посетим. И не один раз.       

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

3