ВСТРЕЧА В БИБЛИОТЕКЕ Н. РУБЦОВА
Раздавшийся часа в три часа дня звонок оказался для меня приятной неожиданностью. В Петербург приехала известная московская писательница, доктор исторических наук, секретарь Союза писателей Москвы, член правления Союза художников Подмосковья, член Союза журналистов России и Международной федерации журналистов, главный редактор журнала «Литературные знакомства» и учредитель журнала для детей и подростков «Серебряные сверчки» автор 15 книг и нескольких сотен статей, друг и автор журнала «На русских просторах» - Лола ЗВОНАРЁВА. Несмотря на пандемию, её пригласили выступить и познакомить петербургских читателей с новыми книгами, вышедшими в этом году, в двух библиотеках: в основном здании Российской национальной библиотеки на Садовой 18 и в библиотеке им Николая Рубцова на ул. Шотмана соответственно 26 и 27 ноября. Поскольку вечер в пятницу у меня был уже расписан чуть ли не по минутам, в субботу я помчалась в библиотеку Н. Рубцова, в музее которой и происходят обычно творческие встречи писателей с читателями.
Лола Уткировна Звонарева в начале своего выступления рассказала о своем творческом пути: филологический факультет МГУ, аспирантура Института литературы им. Янки Купалы Академии наук БССР защита кандидатской диссертации на тему «Творчество Симеона Полоцкого: истоки, традиции, влияния»в 1988 году и докторской в 1997 году на историческом факультет Санкт-Петербургского университета. Она сказала, что интерес к творчеству Симеона Полоцкого сопровождал её всю жизнь, начиная со времён аспирантуры, когда, наконец, в 2021 году была издана её книга о нём «Открывающий врата учености: жизнь и творчество Симеона Полоцкого", признанная лучшей книгой на Филофеевском литературном конкурсе.
Кратко рассказав об этой книге, Лола взяла в руки объёмный том и продемонстрировала присутствующим книгу из рубрики «Серебряный век»: «Потерянный рай Александра Алексеева» (изд. «Аст», 2020). Над её составлением Л. Звонарёва вместе со своим соавтором Лидией Степановной Кудрявцевой работали больше семи лет. Л.С. Кудрявцева – художественный критик, искусствовед, заслуженный работник культуры, выпускница филологического факультета МГУ, в соавторстве с Л. Звонаревой выпустившей до этой книги три монографии об иллюстраторах Х.К. Андерсена, член Московского Союза художников. В результате этого титанического труда на родину вернулось имя художника Александра Александровича Алексеева (18.08.1901 Казань – 9.08.1982 Париж) - художника-графика, книжного иллюстратор, аниматора, изобретателя игольчатого экрана. Хотя вся его творческая жизнь прошла за рубежом - отец из служивых дворян, кадетское училище, эмиграция с белой армией, становление как художника в Париже, при оккупации Франции немецкими нацистами отъезд с семьёй в США, возвращение в 1946 году в Париж, трагические события в личной жизни, приведшие его к самоубийству, - но в течение всей жизни его сопровождала русская тема. Иллюстрации к книгам Пушкина, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого. Во время выступления Л. Звонарёвой на большом экране сменяли одна другую графические работы А. Алексеева. Изобретатель игольчатого экрана, Алексеев занимался также анимацией. И опять-таки русская тема: анимационные фильмы на музыку Мусоргского – «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Три темы» и др. В 1950-е гг. он создаёт циклы иллюстраций к французскому изданию «Слова о полку Игореве», создаёт фильм «Нос», цикл иллюстраций к «Доктору Живаго» Пастернака.
Л. Звонарёва рассказала, что весь архив А. Алексеева купил некий банкир из Швейцарии, и о тех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться в переговорах с ним, продлившихся более двух лет. Но, как говорится, важнее всего результат. А результат впечатляющий – разрешение на публикацию сорока работ Алексеева и копии трёх анимационных фильмов. Первый из них – «Ночь на Лысой горе», созданный в 1933 году вместе с его ученицей Клэр Паркер и будущей спутницей жизни, нам посчастливилось посмотреть. Впечатление – потрясающее, блестящее проникновение в музыку, трагически мистическое предвидение грядущей войны. К сожалению, время встречи подходило к концу, и посмотреть ещё один фильм не удалось.
Хочу отметить, что отдельные фрагменты этой родившейся книги авторы – Л. Звонарева и Л. Кудрявцева – раньше присылали в редакцию журнала «На русских просторах», где они были опубликованы. Однако выход в свет биографически–библиографической книги о жизни и творчестве русского художника Александрп Алексеева – это событие в культурной жизни России. И хочется поблагодарить авторов за их – не побоюсь этого слова – подвиг по созданию и изданию этой книги.
Санкт-Петербург 27.11.2021 г.