. «Когда двое друг другу в глаза глядят …» Премьера оперы Л. Делиба «Лакме» в Мариинском театре 27 июля 2021г.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда, Пока будут Небо с Землей таковы, какими их Бог создал. Но Запада нет и Востока нет, нет наций, родов и преград, Когда двое друг другу в глаза глядят», - строки знаменитой баллады, написанной прозаиком и поэтом, - кстати, уроженцем Британской Индии, – Редьярдом Киплингом вполне могут стать эпиграфом к новой блестящей постановке Мариинского театра, представленной в июле 2021 года – опере Л. Делиба «Лакме».
«Лакме» не так уж часто можно встретить в афишах мировых театров, куда чаще зритель сталкивается с балетными шедеврами французского композитора – «Коппелия», «Сильвия». Опера, однако, очень популярна во Франции, где она была впервые поставлена в 1883 году на сцене «Опера комик». С тех пор на родной сцене «Лакме» шла более двух тысяч раз. В разные годы партию главной героини, – дочери индийского жреца Нилаканты, – исполняли такие известные обладательницы сопрано, как Аделина Патти, Марчелла Зембрих, Луиза Тетраццини. Но наибольшим успехом пользовалась американка из Бруклина Мария ван Зандт, которая исполнила партию Лакме столь проникновенно и страстно, что надолго её имя стало ассоциироваться с этим образом.
История написания оперы началась вполне тривиально – с коммерческого заказа, который в 1881 году получил от театра «Опера комик» Лео Делиб, в то время уже европейски известный композитор, автор четырёх опер, множества оперетт и четырёх балетов. Конец XIX века – время расцвета ориенталистики. Исследования колонизированного Востока, попытки соединить культуру Запада с традициями и бытом покорённых народов вошли в моду. Многие композиторы и писатели обращались к восточным сюжетам. Достаточно вспомнить «Таис» Массне и «Кармен» Бизе, «Аиду» Верди. Весьма распространённым и популярным оказался сюжет, когда героиня, «чистая душой», близкая к природе девущка из местных народов влюбляется в чужеземца, и любовь эта заканчивается трагически.
Либретто «Лакме» было написано Э. Гондине и Ф. Жиллем на основе романа путешественника Пьера Лоти «Рараю, или Женитьбв Лоти». Действие происходит в Британской Индии. Жрец Нилаканта, – непримиримый враг колонизаторов – англичан, – создаёт культ своей дочери Лакме, которая слышит «глас высших сил». Однако неожиданно в храме Лакме сталкивается с английским офицером Джеральдом и влюбляется в него с первого взгляда. Жрец Нилаканта считает, что богиня оскорблена чужеземцем, он приказывает сподвижникам убить наглеца, покусившегося на неё. Джеральд ранен кинжалом, но Лакме спасает его благодаря знанию трав и заклинаний. Однако Джеральд не может принадлежать возлюбленной безраздельно – его призывает его прежняя жизнь, его страна, её величество королева. В отчаянии Лакме вдыхает запах ядовитого цветка, боясь разлуки с любимым. Её смерть примиряет Нилаканту с избранником дочери.
Сочинение оперы заняло у Делиба почти год. В октябре 1882 года, уже во время начавшихся репетиций, он оркестровал оперу. Премьера состоялась в парижском театре «Опера комик» 14 апреля 1883 года и была тепло принята публикой. На русской сцене «Лакме» увидела свет 6 декабря 1884 года. Опера была поставлена в Мариинском театре силами Императорской итальянской оперы и имела большой успех. Партию Лакме под гром аплодисментов исполнила легендарная Мария ван Зандт. Дирижировал Энрико Модесто Бевиньяни. Позднее постановки возобновлялись в 1903, в 1916 и в 1931 годах. Партию Лакме исполняли артистка «Оперы комик» Ивонн де Тревиль, и русская звезда Антонина Нежданова, в роли Джеральда выступал Леонид Собинов, а партию Нилаканты пел Фёдор Шаляпин.
В последующие годы опера ушла из репертуара Мариинского (Кировского) театра. И вот, в июле 2021 года – новое прочтение. «Лакме» - на французском языке в постановке французского режиссёра и художника по костюмам Изабель Парсьо – Пьери. Великолепное, феерически красочное действие. По моему мнению – совершенно необходимый глоток красоты и вдохновения в очень сложное время.
Изабель Парсьо - Пьери давно сотрудничает с Мариинским театром. Она известна тем, что помимо оперных постановок принимала участие в создании фильмов – опер, таких как «Кармен» Франческо Рози в 1984 году, «Борис Годунов» Анджея Жулавского в 1989 году и др. Можно предположить, что именно кинематографический опыт мастера позволил выстроить действие так, чтобы выделить лучшие черты произведения: поэтичность дарования автора, свежесть мелодики и гармонических красок, тонкую оркестровку.
На сцене Мариинского театра «Лакме» идёт в полусценическом исполнении, то есть в костюмном, но с минимумом декораций. Вполне вероятно, что именно это обстоятельство помогает зрителю больше сосредоточиться на музыке и образах главных героев, представленных ярко и страстно лучшими силами театра.
Трудно конкурировать с легендой, которой является Мария ван Зандт, но молодое дарование из Красноярска, выпускница Красноярской академии музыки и театра, Кристина Алиева, на мой взгляд, прекрасно справилась с этой задачей. Молодая певица обратила на себя внимание зрителей и прессы ещё в 2013 году, блеснув в партии Блохи в щедринском «Левше» на фестивале «Звезды белых ночей». Миниатюрная брюнетка с огромными тёмными глазами, по- ангельски грациозная и ранимая – вряд ли можно найти лучшее воплощение «беседующей с небом» дочери жреца. Её легчайшее «небесное» сопрано, парящее где-то в заоблачных высях, очень подходит Лакме, которая через пение «разговаривает» с природой, с высшей, божественной сферой.
Партия Нилаканты – одна из основополагающих в опере. Необыкновенно эмоциональная, страстная роль жреца, способного и на ослепляющую ярость в отстаивании своих устоев, и одновременно нежного, любящего отца досталась азербайджанскому певцу Магерраму Гусейнову. Выпускник школы Ростроповичей в Баку прославился тем, что стал самым молодым Дон Жуаном в оперной истории, исполнив партию в 21 год. Высокий рост, мощный восточный темперамент и проникновенный бархатный баритон артиста не оставили зрителей равнодушными – аплодисменты то и дело «вспыхивали» в зале, когда зрители то негодовали, разделяя гнев жреца, то искренне сочувствовали его горю: «Ах, Лакме, отчего потухает твой взор…»
Партию Джеральда, невольного виновника гибели Лакме, спел тенор Денис Закиров, солист камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера» и приглашённый солист Мариинского театра. Слегка надменное, поверхностное отношение к аборигенам, точно живым сувернирам в лавке в самом начале и глубокое, искреннее понимание и сопереживание прежде далекой и незнакомой культуре, постигнутое через любовь в финале – артисту мастерски удалось отразить духовное преображение «пришельца», которое не пройдёт для него бесследно.
Особенно хотелось бы отметить танцы во втором акте оперы, как обычно блестяще поставленные и исполненные артистами балета труппы Мариинского театра – Ольгой Белик и Григорием Поповым. Танец баядерок и танец заклинательницы змей отличаются не только высочайшей техникой исполнения, что на сцене этого театра вовсе не удивительно, но и очень внимательным отношением постановщиков к народным индийским истокам. Продуманность костюмов, искусное соединение современной хореографии и элементов народного танца, бесшабашная страстность головокружительных пируэтов – всё это завораживает зрителя, унося в причудливый для него мир, когда с богом можно было поговорить запросто, сидя на ступенях храма, и его бесконечная мудрость пронизывала каждую травинку вокруг.
Время многое расставляет по местам, возвращая порой зрителям затерянные в его лабиринтах шедевры. Опера «Лакме», по признанию специалистов, лучшее произведение Делиба, получила одно из самых блестящих воплощений на сцене Мариинского театра в этом сезоне и стала одним из ярких финальных аккордов.
Хочется отметить, что в условиях жизни, сложившихся в настоящее время – почти приближённых к боевым, когда сводки пандемии звучат, как сводки с фронта, Мариинский театр прилагает большие усилия, чтобы продолжать соответствовать высокому статусу, несмотря на постоянную угрозу нового локдауна и прочие неприятности. Премьеры выходят одна за другой, и можно только догадываться, каких усилий и затрат, в том числе эмоциональных, это стоит. Эти усилия искренне вознаграждаются зрителем. Как и когда-то в годы войны театр и зритель переживают невзгоды вместе. В партере и на ярусах нет свободных мест, и билеты раскупаются задолго до даты спектакля. Хочется от души поздравить труппу Мариинского театра, и, естественно, зрителей, с прекрасной новой работой, пожелать прекрасной «Лакме» долгой сценической жизни, а зрителям – новых премьер в любимом театре.
Санкт-Петербург