«ЧУДНЫЕ ЛЮДИ» БЕСКОМПРОМИССНЫХ КРАСНОФАКЕЛЬЦЕВ НА СЦЕНЕ "ТЕАТРА НА ВАСИЛЬЕВСКОМ".
Много слышала о замечательном театре «Красный факел» Новосибирска. Культовой фигурой для города был когда-то выдающийся театральный деятель Владлен Бирюков, снявшийся в 1970-1980-е годы в знаменитом телесериале «Вечный зов», при этом до конца жизни оставаясь ведущим актёром «Красного факела». Благодаря Второму Театральному фестивалю «LOFT-2021» мне посчастливилось увидеть один из лучших спектаклей этого театра – «ЧУднЫе люди» по рассказам В. М. Шукшина, который в репертуаре с 2016 года. Спектакль состоялся 21 апреля с. г. на Большой сцене «Театра на Васильевском».
Я с большим интересом шла на спектакль новосибирцев, после аншлаговых «Обыкновенных чудиков» в нашем Молодёжном театре на Фонтанке, которых мне довелось увидеть несколько лет назад. Тогда там играли студенты РГИСИ, мастерской С.Я. Спивака, теперь почти все ребята в труппе театра. было любопытно посмотреть на актёрское воплощение рассказов В. М. Шукшина краснофакельцами, тем более, что большинство сюжетов миниатюр, взятые двумя театрами для постановки, разные.
Как и у великого русского писателя, актёра, режиссёра Василия Макаровича Шукшина, у меня всегда вызывали (и вызывают) симпатию и восхищение его «чудики». Это слово мы не найдём в словарях Ушакова и Даля; в них есть другое слово – «чудо», которым наш народ обозначал самое радостное, чудесное и… чудовищное! Особенное в шукшинских героях связано со стремлением подняться над обыденностью, проявляющимся то серьёзно, то уродливо.
Оказавшись на «ЧУднЫх людях», я, городской житель, попала в сибирскую деревню, будто в другой мир. Декорации, кстати, достаточно условны (художник – Н. Чернышёв), например, скамья в спектакле – и лавочка у дома, и скамья подсудимых, и повозка, и сиденье в автобусе и машине! (В Молодёжном театре на Фонтанке, насколько я помню, в составе декорации предусмотрен большой экран, и видеоряд в «Обыкновенных чудиках» удачно вписывается в канву постановки).
Петербургский и новосибирский спектакли объединяет чуткая игра молодых артистов; она увлекает, заставляет смеяться и плакать. Плюс постановки Молодёжного театра в том, что перед началом спектакля в «живом» исполнении звучат культовые рок-песни 1990-х – начала 2000-х годов, создающие определённое настроение, а потом в ходе спектакля артисты великолепно исполняют знаменитые песни советских композиторов. Но всё же игра краснофакельцев показалась мне более убедительной, душевной и искренней; они глубже прочувствовали, как мне думается, хороших, настоящих людей из ещё в общем-то недавнего (для актёров, конечно, далёкого) советского прошлого, и доказали нам, зрителям, что герои – светлые души – верны себе; современной молодёжи можно поучиться у них, как любить, прощать, а также терпению и совестливости. Тема любви – главная в двух спектаклях, и она у персонажей разная. Поразительны перевоплощения шести артистов-краснофакельцев, играющих по несколько ролей. В постановке режиссёра, к тому же прекрасного актёра Константина Телегина более 20 персонажей(!) в блестяще воплощённых на сцене пяти известных рассказов В. М. Шукшина.
Начинается спектакль с эпизода «Мой зять украл машину дров!». Сюжет, в центре которого оказывается мечта «маленького человека» о новом пальто, не может не вызвать ассоциаций с повестью Н. В. Гоголя «Шинель». Меня пленил больше всех замечательный, талантливейший и обаятельный актёр Алексей Межов, исполнивший роль Вени Зяблицкого. В «Красном факеле» Алексей служит уже восьмой год; чувствуется его интеллектуальный потенциал, что и не удивительно: его мама, учитель русского языка и литературы, привила сыну любовь к чтению и к сцене – сама она играла в любительском театре. Кстати, Алексей окончил курс В. Золотухина в Барнауле.
В сцене суда, выслушав речь прокурора (актёр Андрей Яковлев) Веня – А. Межов – переживает сильнейшее духовное потрясение (интересно наблюдать за мимикой артиста), подобное тому, что испытывают гоголевские персонажи.
Концовка эпизода «Мой зять…» в спектакле также сходна с развязкой «Шинели». Прокурор и Веня меняются местами. Ситуация своевольного захвата Веней Зяблицким судейских прерогатив удвоена А. Межовым вслед за В. Шукшиным! Показательный суд над Веней оборачивается поражением власти: односельчане встают на его защиту! В последней сцене миниатюры, когда Веня предложил «не ухнуть ли с моста», он увидел – и мы, зрители, тоже – «большие, белые от ужаса» (цитирую В. М. Шукшина) глаза прокурора (мастерская игра уже упомянутого А. Яковлева) и, несмотря на смертельную опасность, Веня смеётся. Так «маленький человек» обретает свободу!
Отмечу, что Василию Макаровичу Шукшину, как и его герою, был ненавистен тип сварливой, приземлённой женщины, диктатора у очага (тёща Вени, характерная актриса Е. Дриневская), противен тип бюрократа (здесь – прокурор), а каждый его «чудик» был для него родным. Шукшин не идеализирует деревенских жителей, но у его персонажей есть в характерах светлые, здоровые стороны.
При этом «чудики» не понимают своей чудности, что замечательно передают актёры «Красного факела». Оживший на сцене рассказ – характер «Сапожки» в исполнении Андрея Яковлева и Елены Дриневской – тому доказательство. Главное в этом эпизоде, мне кажется, не сюжет, – он прост, а характер героя, его жены, даже злой продавщицы (красавица – актриса Клавдия Качусова). Сергей – А. Яковлев, несмотря на необычность своего поступка, меньший «чудик», чем многие герои Шукшина. Актёры очень тонко передают динамику человеческих чувств: любви и ненависти, зависти, жалости и сочувствия, щедрости. Герой делает жене «один раз в жизни» красивый подарок. Сапожки – не просто выразительная деталь, но и как бы главный персонаж эпизода спектакля, как и рассказа: они живые! Сергей рассуждает, что сапожки кусаются – цена на них высока!. Одним словом, сапожки вынуждают героев в великолепном исполнении новосибирских артистов раскрыть свои истинные качества.
Очень мне понравилась миниатюра по рассказу «Беспалый» в исполнении Егора Овечкина (Сергей) и Клавдии Качусовой (Клара). Отлично вычерчены образы персонажей! Е. Овечкин немного посмеялся над своим героем, над его наивностью и ослеплённостью любовью. В то же время артисты доказали нам, зрителям, что боли, а подчас и горечи в шукшинских миниатюрах не меньше, чем смешного, они философичны. Однако в постановке Молодёжного театра на Фонтанке больше глубоких и пронзительных сюжетов, нежели в театре «Красный факел» (остались в памяти миниатюры «Светлые души», «Кукушкины слёзки», «Стёпка»).
По поводу сюжета краснофакельцев под названием «Шире шаг, маэстро!», я, как, думаю, и многие присутствовавшие в зале, вспомнила классику советского короткометражного кино – дипломную работу режиссёра К. Шахназарова (фильм 1970-х гг.) про один день из жизни сельского врача Солодовникова, которого играл Александр Сафронов. Как и фильму, эпизоду спектакля «Красного факела» не чужды лирика и созерцательность. Главного героя мастерски воплотил на сцене актёр Александр Поляков, а вот одного из фактурных второстепенных персонажей, кладовщика – уже упомянутый мной Алексей Межов. В киноленте этого героя сыграл Г. Бурков.
В общем, два часа живого, яркого действия спектакля с героями, у которых открытые души, – а это редкость и чудо в наше-то время! – пролетели, как мгновение. Зрители долго не отпускали со сцены замечательных актёров, от души рукоплеская им!
23.04.2021 г. Санкт-Петербург.