ВОСХОЖДЕНИЕ ПРИДВОРНОГО ПАДЕЖА.
14 апреля 2021 г. театр «Апрель» из г. Лодейное поле показал на Большой сцене петербургского Театра на Васильевском спектакль «Глумов. Восхождение в бездну», комедию в двух действиях по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
О простоте говорят на Руси давно и довольно образно, но, видимо, всё ещё недостаточно вразумительно, судя хотя бы по обилию всевозможных иностранных слов в той же сфере культуры. Спектакль, о котором пойдёт речь, зритель увидел в рамках Второго театрального фестиваля LOFT–21.
Словом «лофт» называют хозяйственный чердак или верхнюю часть промышленного здания, переоборудованного под жильё, мастерские, офисные помещения и т.п. Не иначе, дать такое название российскому(!) театральному фестивалю подсказал Яша, невежественный, но довольный собой, преклоняющийся перед всем иностранным, молодой лакей, персонаж пьесы Чехова «Вишнёвый сад»? Да, если бы сегодня, по прошествии двухсот лет со времени написания А. С. Грибоедовым комедии «Горе от ума», её герой, вновь спросил бы: «Здесь нынче тон каков / На съездах, на больших, по праздникам прихóдским? / Господствует ещё смешенье языков: / Французского с нижегородским?», ему ответили бы утвердительно, поменяв только французский на английский.
Одно лишь положительное можно увидеть в этом непреходящем явлении: классика ещё долго будет оставаться основой для современных театральных постановок.
«Глумов. Восхождение в бездну» – остро современная постановка. Театр «Апрель» показал Егора Глумова (Дмитрий Гульнев) молодым человеком, продвинутым – ясно представляющим, что необходимо для восхождения по карьерной лестнице. Всё очень просто: ложь, хитрость и лукавство – вот средства, заменяющие ум, профессионализм, гражданскую ответственность, то, чем необходимо запастись, по мнению обаятельных и продвинутых молодых людей, отмахивающихся от рекомендаций Гоголя, чем нужно бы по-настоящему запастись, отправляясь в «суровое, ожесточающееся мужество».
Народная мудрость учит, что один раз можно обмануть любого человека, два раза доверчивого, третий раз – только глупца! Глупцов среди персонажей пьесы Островского нет, каждый умён, по крайней мере, все себе на уме; актёры театра «Апрель» это убедительно показали. Их персонажи, как бы по Пушкину, «обманываться рады», блюдя свои интересы. Они готовы лицемерить, играть доверчивых простаков в надежде получить выгоду, вводят в заблуждение относительно своей (мнимой) простоты окружающих. В бездне обыденной повседневной рутинной лжи участвуют все персонажи, каждый использует другого в надежде сиюминутных или же долгосрочных приобретений. Егор Глумов принуждает к тому свою матушку (Людмила Каргина), которая в самозабвенной скорострельности, не давая опомниться Клеопатре Львовне (Татьяна Мокеева), несёт околесицу об умопомрачительной влюблённости в неё своего сына, о его чудесных проявлениях ума, доброты, порядочности.
Муж Клеопатры Львовны, Нил Федосеич Мамаев (Андрей Мокеев) богатый дальний родственник Глумова, недвусмысленно заставляет его стать поклонником его жены, дабы на это место не позарился кто-либо из чужих, благо – как он подозревает – в желающих недостатка нет.
Генерал Крутицкий (Алексей Байдаков), хотя и осознаёт, что Глумов льстец и подловат, всё же доверяет ему редактуру своего «трактата» о вреде всяческих реформ.
Беспринципный важный чиновник Городулин (Денис Моисеев) использует Глумова для сочинения бойких речей.
Машенька (Дарья Мовельян), племянница богатой вдовы Софьи Игнатьевны Турусиной (Надежда Плотникова) не упускает возможность стать невестой Глумова, при этом оставив при себе друга сердца гусара Курчаева (Станислав Казаку).
Гадалка Манефа (Сусанна Оганисян) за известное вознаграждение готова предсказать кому угодно всё, что пожелает выгодоприобретатель данного предсказания.
Всем этим персонажам Глумов даёт нелицеприятные характеристики в своём дневнике, пропажу которого он с ужасом обнаруживает…
В краткой аннотации в программке написано, что в «спектакле театра «Апрель» Глумов – истинное отражение высшего общества! В нём сплелись все его пороки, невежество, лесть, ложь. Он – зеркало тех людей, которых обманывает. Но ждёт ли его кара за подлость?»
Режиссёр-постановщик и художник-постановщик спектакля – заслуженный артист России Вадим Романов – сделал зеркала основными элементами сценографии. Характерна финальная сцена, когда зеркала, выстроенные в ряд, выдвигаются к зрительному залу. Это, прямо-таки, жест, отсылающий к гоголевскому вопросу – обличению – «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» – актуальному, оказывается, на все времена.
Сегодня многочисленные реалити-шоу (простите за иноязычный фиговый листок, прикрывающий прилюдное нравственное обнажение) и ленты новостей опорожняют корзины грязного белья лиц разной степени известности, и мы привыкли воспринимать это своеобразными цитатами некоего современного варианта «дневника Глумова». Настолько привыкли, что впору задуматься, а нормально ли, что это вошло в привычку? Ещё в XVIII веке Денис Фонвизин заметил успехи нашей публики в так называемой придворной грамматике, науке «выражения души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет». Казалось бы, странно, что никаким нововведениям и преобразованиям и в XXI веке не удалось отучить публику, то есть нас с вами, прибегать к «старой орфографии» в деле приобретения всяческих благ, в частности, используя «придворный падеж». «Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости, – поясняет Фонвизин. – Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным». Бояр давно нет, а «придворная грамматика» существует и поныне. Она зачастую позволяет нивелировать самые откровенные и скандальные записи всевозможных «дневников глумовых», которые регулярно появляются в российских СМИ. Такие грустные размышления, увы, посещают после комедии, замечательно сыгранной артистами театра «Апрель».
Санкт-Петербург
Project:
Author:
Год выпуска:
2021
Выпуск:
2